Биопсихосоциальная модель тревожности: причины патологического беспокойства (Часть 4)

(С)Подготовил и написал Московченко Денис Владимирович

?Когнитивные убеждения.

?В прошлых статьях, мы рассмотрели два психологических фактора, которые оказывают влияние на то, насколько вероятно то, что человек испытает тревогу. Это субъективный контроль и когнитивное оценивание. Тем не менее, эти две переменные в действительности отражают убеждения человека о себе и о мире вокруг него.

?Отношения между индивидуальными и уникальными убеждениями человека о событии, и их ответ на это событие находятся в центре рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ). Это особый тип когнитивной терапии, который был разработан Альбертом Эллисом. По утверждению Эллиса (1997), особые стрессы в среде, окружающей человека, не всегда напрямую вызывают эмоциональную реакцию, и спорное поведение.

? Наоборот, нездоровые ответы являются результатом уникальных убеждений человека. Эти убеждения включают себя не только взгляды относительно самого события, но убеждения относительно способности справится с ними и/или вытерпеть негативные события.

?Интересно, что наши убеждения относительно отдельной ситуации, и наши убеждения относительно нашей способности справиться с ней, не обязательно случайны. Наоборот, наше понимание определенной ситуации часто подвергается влиянию базового отношения и глубинных убеждениях о нас самих, и мира вокруг нас.

?Глубинные убеждения относятся к организационным принципам, которые мы используем для понимания и осмысления событий вокруг нас. По словам Аарона Т. Бэка, одного из главных основателей когнитивной терапии, каждый из нас формирует прочно укоренившиеся глубинные убеждения о нас самих, других и мира вокруг нас. Хотя эти глубинные убеждения оказывают фундаментальное влияние на наши оценки события, мы частно не знаем об этих убеждениях. Таким образом, мы не осознаем их влияния на на нашу повседневную жизнь. К сожалению, эти глубинные убеждения могут не всегда представляет точное отражение рассматриваемой ситуации. Эти взгляды могут заставить нас испытать неоправданный эмоциональный дистресс.

?Когнитивная терапия направлена на выявление глубинных убеждений и оспаривает точность этих убеждений. Для более детальной информации о когнитивной теории и терапии обратитесь с следующему разделу.

?Когнитивные искажения.

?В общем, наши убеждения обычно не оцениваются с точки зрения их объективной достоверности. Распространенное выражение — «Вы имеете право на собственные убеждения» — отражает это восприятие. Тем не менее, некоторые убеждения могут привести к искаженным мыслям. Такие мысли в свою очередь могут привести к тревожным эмоциям и неадаптивному поведению. По мнению Бэка и Эмери(1985), люди склонны совершать определенные типы когнитивных «ошибок» в своих оценках разных ситуациях в жизни. Это в особенности справедливо в отношении людей с тревожными расстройствами. Такие ошибки мыслительного процесса часто называют когнитивными искажениями. Существует множество типов когнитивных искажений, которые могут вызвать тревогу. Тем не менее два из них наиболее распространены:

✔️ Преувеличение угрозы;

✔️ Преуменьшение собственных способностей справиться с ней.

?Преувеличение угрозы обычно относится к убеждениям человека о воображаемой вероятности и уверенности в том, что событие случится. Это тип когнитивного искажения часто называют «гадание на кофейной гуще»(напр. «я потеряюсь, если сяду за руль»). Связанное когнитивное искажение относится к предсказанию катастрофических последствий, которые усиливают и преувеличивают ощущение воображаемой угрозы. Оно также называется катастрофизацией. «Будет ужасно, если я потеряюсь.» «Я попаду в ужасную опасность». Не сложно представить, что те, кто уже переоценил опасность ситуации, весьма вероятно будут недооценивать собственные способности справиться с этим.

?Когнитивное искажение преувеличения угрозы, часто приводит к второму типу когнитивного искажения — принижение собственной способности справиться с ней. «Я никогда не смогу найти дорогу домой». «я беспомощен и не могу смириться с этим.» Это похоже на рассмотренные в предыдущем разделе концепты первичного и вторичного оценивания. К сожалению, такая комбинация когнитивных искажений весьма вероятно приведет к несоразмерной тревоге о текущей ситуации. В тоже время, эти искажения увеличивают ошибки приводящие к неадаптивному поведению (напр. избегание). Избегание стрессовых ситуаций, требующих усилий для преодоления, блокирует развитие навыков стрессоустойчивости.

?Например, если вы избегаете появляться в незнакомых местах, вы не сможете развить навыки, необходимые для того, чтобы решать проблемные ситуации, такие как: спрашивать у незнакомых дорогу или пользоваться картой. Избегание также препятствует опровержению искаженного убеждения. Таким образом, это только усиливает когнитивные искажения. например, предположим, что я убежден, что я в любом случае потеряюсь. Если я никуда никогда не пойду, я не смогу опровергнуть это убеждение. Если я никогда не буду самостоятельно путешествовать, у меня никогда не будет возможности не потеряться.

?Важность психологической уязвимости.

?Объединим то, как наши убеждения влияют на то, что мы испытываем и ответ на потенциально угрожающую ситуацию. В общем, чем больше разрыв между нашей оценкой угрозы, и нашей оценкой способностей, тем больше вероятность того, что мы испытаем беспокойство. Так как эти убеждения оказывают сильное влияние, когнитивная терапия стремится обнаружить такие когниции и поставить под сомнение их точность. Интересно, что в рамках клинической практики мы часто сталкиваемся с людьми, которые несмотря на изначальные убеждения о своей неспособности справиться с ситуацией, очень часто хорошо решают проблемы в угрожающей ситуации. В дополнение, люди, которые научились бороться с собственными когнитивными искажениями, способны снова точно оценить вероятность катастрофического исхода. Такие мысли и убеждения могут быть сформированы исходя из прошлого опыта. Тем не менее, они работают в настоящем и, следовательно, оказывают влияние на наше нынешнее поведение. Такое признание создает главную предпосылку для лечения тревожных расстройств. С симптомами тревоги возможно справиться в настоящем, несмотря на предшествующий опыт, или твердых убеждений и оценок, которые были сформированы в прошлом. Идея о том, что необходимо сосредоточиться на том, что находится «здесь и сейчас» — одна из ключевых установок, которая лежит в основе распространенную технику когнитивно-поведенческой терапии(CBT). Этот тип терапии принято рассматривать как «золотой стандарт» лечения тревожных расстройств.

?Проше говоря, СВТ основана на предположении, что дисфункиональное мышление поведенческие паттерны человека вносят свой вклад в развитие и поддержание всей совокупности проблем. Эти проблемы находятся в диапазоне от повседневного стресса до полноценных психических расстройств. Соответсвенно, главная цель СВТ помочь пациентам изменить их проблемные убеждения и паттерны мышления, и в процессе научиться более адаптивному поведению. Такие изменения облегчают симптомы и улучшают качество жизни пациента. В этом смысле, облегчая симптомы в настоящем, терапевт и пациент постепенно искореняют психологическую уязвимость, которая была сформирована в прошлом.

?Биологическая и психологическая уязвимость может помочь объяснить, почему некоторые люди больше подвержены развитию тревожных расстройств, чем другие. Однако при этом, вы можете задаваться вопросом, как разные люди могут бояться совершенно разных вещей? Точнее, что объясняет различные способы беспокойства людей?

?Например, почему некоторые люди воспринимают ситуации социального взаимодействия как крайне пугающие, в то время как другие остаются безучастными по отношению к ним, но при этом смертельно боятся мостов? Причины некоторых различий может объяснить наш ранний социальный опыт. Посредством наблюдения за другими ребенок может сосредоточить свое беспокойство на определенных типах объектов и/или определенных ситуациях. Такое влияние представляют третий тип уязвимости в биопсихосоциальной модели. Фактически, такие влияния социально среды могут объяснить многообразие различных типов тревожных расстройств.

?Ключевой понятием в оценке роли социального опыта в развитии тревожных расстройств является теория социального научения (ТСН). Согласно Альберту Бандуре (1977), основателю ТСН, люди изучают новые способы мышления и/или поведения, наблюдая, за тем, как другие люди думают и ведут себя. В отличие от более традиционного взгляда на «бихевиоризм», который предполагает, что люди изучают поведение на основе собственного опыта. Если поведение подкрепляется вознаграждением, то человек стремится больше следовать этой модели поведения. Если поведение подкрепляется наказанием, человек стремиться перестать следовать этой модели поведения. В отличие от теории поведенческого обучения, ТСН выдвигает предположение, что люди могут учиться, как себя вести опосредованно, даже не имея собственного непосредственного опыта в конкретной ситуации. Вместо этого люди могут научиться реагировать на конкретную ситуацию, просто наблюдая за реакцией других. Концепция, что обучение может происходить без какого-либо непосредственного опыта, имеет важное значение для формирования тревожных расстройств. Это помогает объяснить множество различных форм тревоги, которы испытывают люди.

Согласно ТСН, люди с тревожными расстройствами могли перенять образцы тревожного поведения при предшествующих контактах с другими людьми. Другие люди могли по средством своих действий или предоставленной ими информацией, передать сообщение о том, что определенные ситуации или объекты опасны, и поэтому их следует избегать любой ценой. Например, некоторых людей с социальной фобией уяснили для себя (прямо или косвенно), что чрезвычайно важно получить одобрение других людей. Так ребенок может наблюдать, как его родители готовятся к визиту бабушки. Во время этих приготовлений он наблюдает, как его родители начинают сильно взволноваться. Он слышит, как его родители спорят о предстоящем визите. Затем, его обычно дружелюбные родители начинают вести себя формально и натянуто с бабушкой. Кроме того, родители тщательно проинструктировали его о том, что он может и не может сказать бабушке, угрожая наказанием за любое проявление плохого поведения. Его наблюдения до и во время визита бабушки могут привести этого ребенка к выводу, что любое социальное взаимодействие — это стресс. Его опыт говорит, что общественные встречи не являются возможностью для вознаграждения и приятного опыта. Вместо этого социальный опыт представляет собой потенциально угрожающую ситуацию сопряженную с риском. Естественным результатом этого опыта, может стать развитие социальной фобии. Возможно точно так же некоторые люди с паническим расстройством узнали в юном возрасте, что любое необъяснимое телесное ощущение сигнализирует об опасной или страшной болезни. Это может произойти, просто при наблюдении за поведением членов семьи. Как вы можете видеть, ранние ролевые модели того, как люди справляются со своей собственной тревогой, может прямо или косвенно научить ребенка реагировать аналогичным образом. Это окажет влияние на то, будет ли этот ребенок впоследствии испытывать свою собственную тревогу.

?Таким образом, благодаря опыту раннего обучения люди могут «мимикрировать» тревожное поведение окружающих. ТСН предполагает, что это обучение может происходить просто через наблюдение. Поэтому люди могут научиться избегать определенные предметы или ситуации, даже не имея каких-либо собственных независимых знаний или опыта. Таким образом, они не имеют возможности сформировать свои собственные убеждения или мнения о точности предоставленной им информации. Это неопровержимо. Следовательно, избегание предметов или ситуаций, которых опасаются люди, заботящиеся о ребенке, практически гарантировано. Хотя большая часть социального обучения проистекает из прямого взаимодействия с теми, кто заботится о ребенке, социальное обучение также может происходить путем наблюдения за другими влиятельными образцами поведения. Этими образцами могут быть актеры и актрисы, музыкальные артисты, известные бизнесмены, политики и т. д. Это влияние может быть распространено посредством таких посредников, как телевидение, фильмы и видеоигры.

?Социальная среда указывает путь к преодолению тревоги. Кроме того, социальная среда является ключевым фактором в развитии определенных представлений о себе и своих способностях. Таким образом, социальная среда влияет на наши когнитивные оценки. Это усиливает ключевую роль, которую влияние социума оказывает на развитие тревожного расстройства. Также социальная среда может сильно влиять на то, считают ли люди, что готовы ли они восстанавливаться здесь и сейчас, независимо от их прошлого опыта. На самом деле, при лечении тревожных расстройств методиками CBT, важен терапевт, он становится новым примером для подражания в социальной среде пациента. Терапевт выражает уверенность в способностях пациента. Терапевт моделирует полезное или адаптивное поведение. Терапевты также поддерживают усилия участников по применению этих новых форм поведения в повседневной жизни. Таким образом, хотя социальное обучение может способствовать развитию тревожного расстройства, оно также способствует выздоровлению.