Когнитивно-поведенческая модель специфической фобии. Как когнитивно-поведенческий терапевт может помочь человеку со специфической фобией?

(С) Московченко Денис Владимирович
?На сегодняшний день пока ещё нет ни одной эмпирически исследованной «когнитивной модели» специфических фобий, хотя предварительная модель была предложена Kirk и Rouf (2004). Они предполагают, что клиенты с конкретными фобиями (например, конкретного животного или ситуации или крови) сверхбдительны по отношению к признакам угрозы специфического типа.
✔ сосредоточения на восприятии угрозы с селективным вниманием на ключевых сигналах для конкретной угрозы. Это увеличивает вероятность того, что: ↘
✔ угроза будет восприниматься независимо от того, является ли этот признак на самом деле тем, чего они боятся (например, паук или кровь) или он всего лишь неправильное истолкован (например, клочок пуха на ковре или пятно томатного кетчупа)↘
✔ Это вызывает реакцию страха, которая имеет как психологические, так и физиологические элементы. Это, в свою очередь, усиливает↘
✔ чрезмерную оценку вероятности вреда и недооценку способности справиться (Beck et al., 1985), которые затем поддерживают страх, который управляет сверхбдительностью.
?Первичные когниции (страх предмета или ситуации) обостряют:
✔ физиологическое возбуждение, которое дополнительно может интерпретироваться как угроза; а также↘
✔ защитное повдение, например, очевидное избегание определённых мест (например, магазины, зоопарки) или ситуаций (например, писать в общественных местах) или неявное избегание ситуаций, вызывающих страх (например, наносить чрезмерное количество репеллента, чтобы отогнать паука). Такое поведение препятствует опровержению тревожных прогнозов, страх продолжает сохраняться без подвергания оспариванию, и человек остаётся сверхбдительным к признакам угрозы.
???Убеждения о значении фобии (вторичные когниции) также могут усиливать тревогу, например: «Я глуп» или «Я схожу с ума»
?Юлия всегда боялась ос. Мысль о них заставляла её содрогаться, и даже один их вид вызывал панику. Если она видела осу, она не могла думать здраво и убегала — недавно она оставила своего младшего ребёнок на улице за пределами магазина, когда сама побежала в укрытие. Она справлялась со своим страхом, делая всё, что могла, чтобы избежать ос: никогда не ходила в сад в летние месяцы; не позволяла своим детям есть сладости на открытом воздухе, чтобы это не привлекло ос; держала двери и окна закрытыми в своём доме. Ей было трудно выразить словами, что заставляло её так бояться, но у неё был образ того, что она будет не в состоянии убежать от разъярённых ос, которые запутались в её волосах.
? Преодоление специфической фобии включает:
✔ Экспозицию: человек может преодолеть страх, только когда встретится с ним. Это может быть сделано в воображении, а также в реальности — хотя экспозиция в реальных условиях, как правило, более эффективна. Встреча со своими страхами лицом к лицу, как правило, осуществляется градуированным образом (постепенно), чтобы клиент оспаривал свой страх, но не был перегружен заданиями, и в КПТ экспозиция сопровождается разбором после выполнения задания, чтобы клиент и терапевт могли максимально использовать когнитивные и эмоциональные возможности для переоценки и изменений, которые даёт экспозиция.
✔ Снижение фокусирования на воспринимаемой угрозе: это может быть достигнуто с помощью отвлечения, а также путем проведения поведенческих экспериментов, чтобы оценить последствия сокращения количества времени, затраченного на проверку или ожидания худшего. Многие клиенты будут придерживаться убеждений типа: «Если я не буду следить за пауками, один из них застигнет меня врасплох» и очень часто эта мысль будет продолжаться в катастрофическом направлении: «Я не справлюсь». Клиентов можно поощрить проверить это предсказание с помощью поведенческих экспериментов и, таким образом, часто можно получить уверенность в том, что нет необходимости оставаться сверхбдительным
✔ Снижение защитного поведения: это также может быть достигнуто через поведенческие эксперименты (часто градуированные — от простых к более сложным), чтобы проверить прогнозы относительно возможного вреда.
✔ Работу с ошибочными интерпретациями: обучение клиента децентрализации и когнитивной переоценке ситуации. Это относится к первичным и вторичным когнициям.
? Юлия хотела встретиться со своей фобией лицом к лицу и была готова попытаться противостоять осам. Она и ее терапевт разработали иерархию градуированных поведенческих экспериментов и сформулировали прогнозы относительно её вероятных реакций на все более и более сложные задания, связанные с осами. Эксперименты начались с просмотра фотографий ос и прогрессировали до отпускания осы из баночки в сад. Когда она дошла до шага с отпусканием, она поняла, что осы летели от неё, а не к ней: после этого её образы ос, запутавшихся в её волосах, уменьшился. Этот успех дал ей мужество работать над постепенной отменой защитного поведения. Каждый поведенческий эксперимент подразумевал поведенческое тестирование защитного поведения, и благодаря этому, она обнаружила, что её тревога усиливается её чрезмерной бдительностью. Она также выяснила, что, если она оставляла окна открытыми, или позволяла детям есть сладости на открытом воздухе, она сталкивалась с осами, однако, в значительно меньших количествам, чем она предполагала, и она могла справляться лучше, чем ожидала от себя.
?Фобии крови и инъекций отличаются от других фобий, поскольку они имеют отличную модель физиологического подкрепления. Как правило, при обоих этих расстройствах, кровяное давление падает, клиент испытывает неприятные телесные и психические ощущения, и перспектива обморока является реальной.