Что такое образный рескриптинг?

© Подготовил текст и написал Московченко Денис

?Образный рескриптинг — это техника работы с травмирующими и надоедливыми образами, или с убеждениями о себе. Образы могут быть в форме воспоминаний из детства или взрослой жизни, кошмаров или других образов, таких как воображаемые события.

?Образный рескриптинг – это эмпирическая техника, что подразумевает применение непосредственно к эмоционально отягощенным «острым» образом в противовес простому обсуждению образов и переживаний .

?Имеются убедительные доказательства того, что образный рескриптинг является эффективным средством лечения широкого спектра состояний, включая посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), ночные кошмары, депрессию, социальную тревожность, расстройства пищевого поведения и расстройства личности.

? Как происходит образный рескриптинг?

? Существуют разные формы образного рескриптинга. При работе с воспоминаниями о пережитом насилии один из распространенных форматов предполагает три фазы:

  1. Детальное представление травмирующего события (переживание в воображении).
  1. Представление, что клиент или другой человек вмешивается и изменяет исход события (контролируемое переживание).
  1. Представление, в котором клиенту оказывается поддержка(успокаивающее/корректирующее умственное представление).

? Образный рескриптинг может проводиться в других формах. Например, при работе с воспоминаниями о жестоком обращении в детстве:

✔ Клиент может наблюдать детское воспоминание, а затем (в воображении) войти в визуализированное представление как взрослый и вмешаться.

✔ Клиент может наблюдать воспоминания детства, а затем наблюдать, как терапевт входит в визуализированное представление, чтобы вмешаться.

✔ Клиент может просмотреть детское воспоминание пригласить помощников, которые вмешиваются в ситуацию.

? Как работает образный рескриптинг?

?Мысленные образы могут вызывать сильные эмоциональные реакции, а эмоции часто связаны со спонтанными образами. Психологические исследования говорят, что мозг одинаково реагирует на события в реальности и воображении. Вот почему мысленное представление изменения цепочки событий в воображении может изменить то, что мы чувствуем. Оказывается, не имеет значения, что события, которые мы мысленно представляем, на самом деле не происходили.

?Есть несколько теорий, почему образный рескриптинг настолько эффективен:

✔ Образный рескриптинг позволяет нам проявить собственные устремления к действоватькоторые были подавлены в момент травмирующего события (напр., мы хотели сделать что-то во время травмирующего события, но не могли сделать этого).

✔ Образный рескриптинг может позволить вернуть чувство контроля.

✔ Образный рескриптинг позволяет нам взглянуть на свои воспоминания в новом свете, иначе посмотреть на ситуацию (изменить смысл старых воспоминаний, либо создать новое значение)

?Клинический пример

? Карла пришла на терапию, борясь с образами насилия, которое она пережила в детстве. Родители Карлы развелись, когда она была маленькой, и иногда на выходные она оставалась с отцом. Он часто напивался и становился агрессивным. У Карлы было постоянное ощущение, что она в какой-то степени виновата в том, что произошло. Они с терапевтом работали над конкретным воспоминанием Карлы о том, как отец сделал ей больно, когда ей было шесть лет. Карлу попросили представить, что произошло, и подробно описать события и свои чувства. В какой-то момент терапевт спросил ее, что нужно ребенку («Маленькой Карле»), чтобы чувствовать себя в безопасности. Карла сказала, что ее нужно защитить от отца и вернуть в дом к маме. Карлу попросили представить, что в образное представление входят сильные защитники, которые останавливают ее отца и отправляют его в тюрьму. Она чувствовала себя в безопасности с защитниками, и даже в еще большей безопасности, когда ее отца увели. Затем Карла представила себе возвращение в дом своей матери, где «Маленькой Карле» объяснили, что она не виновата ни в чем из того, что произошло, и что у ее отца есть проблемы, за помощью в решении которых он должен обратиться. Карла сообщила, что почувствовала себя лучше, когда ей это объяснили взрослые, которым она доверяла. Она обнаружила, что такой взгляд магическим образом помог ей почувствовать себя лучше во взрослом состоянии.